Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
Помню, в советское время (так нелюбимое сейчас определенной частью общества) было такое понятие - "новая историческая общность - советский народ." Писались книги, диссертации на эту тему. Вспомним, что под этим понималось, и есть ли какая то общность (народ) сейчас.
Так вот, был такой народ - дружный, совестливый, с чувством долга, достаточно патриотичный. Простые коммунисты (мои родители, в том числе) не были тупыми тусклыми "совками", вроде тех, что изображают сейчас - а со своим мнением и с перечисленными выше качествами.
В отделе, где я работал, работали люди разных национальностей - русские, украинцы, белоруссы, евреи, немцы, корейцы и у нас никогда не было никаких недоразумений на национальной почве. Все мы себя чувствовали одним народом.
Стыдно, да просто невозможно было относится к своей работе не серьезно, стыдно было обманывать, не отдавать долг, не помочь друзьям и знакомым. Люди, имеющие доходы, часто и незаконные, с точки зрения власти, их не афишировали и не кичились своими возможностями.
Престижными были профессии ученого, учителя, шахтера, металлурга, летчика, врача.
Мы спокойно гуляли по улицам вечерами, ходили в походы за город с палатками. Мы много читали. Часто можно было услышать такой разговор
- Вы читали последний роман такого-то в "Новом мире"?
Как, еще не читали? Мне дали на одну ночь знакомые, прочитаю, и завтра дам вам.
Мы ходили семьями на киноновинки и при выходе из кинотеатра бурно обсуждали фильм.
Не было такого масштаба воровства. Так прекрасно помню, что у дедушки в деревне достаточно было припереть дверь на крыльце палочкой, и никто в дом не войдет.
Праздники для нас были действительно праздниками, а не принудиловкой - с радостью ходили на демонстрации, где дружно пели, плясали, а потом, после неё собирались у кого-нибудь. Конечно, не обходилось без спиртного, но не это было главным - встретится вне работы, поговорить, попеть от души песни. Где все это? Сейчас молодежь и петь то не умеет, да и песни, что сейчас поют, хором не споешь.
Так есть ли общность-народ у нас сейчас? На мой взгляд нет. Есть множество группок по интересам. Общей морали (правил поведения, жизненных ценностей) , общей цели у этих группок нет. Ничто сейчас нас, кроме общей земли, языка (и с этим не все в порядке) не связывает. Дух коллективизма вытравлен - теперь есть корпоративные интересы. Плохо это или хорошо, что у нас нет народа?
Думайте сами.
PS. Ну вот, поворчал немного и стало легче.
Так вот, был такой народ - дружный, совестливый, с чувством долга, достаточно патриотичный. Простые коммунисты (мои родители, в том числе) не были тупыми тусклыми "совками", вроде тех, что изображают сейчас - а со своим мнением и с перечисленными выше качествами.
В отделе, где я работал, работали люди разных национальностей - русские, украинцы, белоруссы, евреи, немцы, корейцы и у нас никогда не было никаких недоразумений на национальной почве. Все мы себя чувствовали одним народом.
Стыдно, да просто невозможно было относится к своей работе не серьезно, стыдно было обманывать, не отдавать долг, не помочь друзьям и знакомым. Люди, имеющие доходы, часто и незаконные, с точки зрения власти, их не афишировали и не кичились своими возможностями.
Престижными были профессии ученого, учителя, шахтера, металлурга, летчика, врача.
Мы спокойно гуляли по улицам вечерами, ходили в походы за город с палатками. Мы много читали. Часто можно было услышать такой разговор
- Вы читали последний роман такого-то в "Новом мире"?
Как, еще не читали? Мне дали на одну ночь знакомые, прочитаю, и завтра дам вам.
Мы ходили семьями на киноновинки и при выходе из кинотеатра бурно обсуждали фильм.
Не было такого масштаба воровства. Так прекрасно помню, что у дедушки в деревне достаточно было припереть дверь на крыльце палочкой, и никто в дом не войдет.
Праздники для нас были действительно праздниками, а не принудиловкой - с радостью ходили на демонстрации, где дружно пели, плясали, а потом, после неё собирались у кого-нибудь. Конечно, не обходилось без спиртного, но не это было главным - встретится вне работы, поговорить, попеть от души песни. Где все это? Сейчас молодежь и петь то не умеет, да и песни, что сейчас поют, хором не споешь.
Так есть ли общность-народ у нас сейчас? На мой взгляд нет. Есть множество группок по интересам. Общей морали (правил поведения, жизненных ценностей) , общей цели у этих группок нет. Ничто сейчас нас, кроме общей земли, языка (и с этим не все в порядке) не связывает. Дух коллективизма вытравлен - теперь есть корпоративные интересы. Плохо это или хорошо, что у нас нет народа?
Думайте сами.
PS. Ну вот, поворчал немного и стало легче.

Вот зачем все это ворчание?
Я еще раз повторю, что, тыкая мОлодешь носом в недостатки, только негативную реакцию и получишь.
Ты не забывай про распрекрасные девяностые, и хватит ныть.
Я росла в то время, когда со школы приходилось встречать и вести за ручку 200м. Здорово, что в "ваше время" люди быть такими замечательными. Но вот незадача: во время перестройки почему-то они таковыми быть перестали. Почему? Почему повылезло все дерьмо, откуда ему было взяться, раз все так чудесно?
То, что было зажато, почувствовало свободу. И впало в крайность.
Сейчас гораздо лучше стало.
А по поводу бескультурья - ну, опять-таки, браниться - не вариант. Понимаешь, мораль можно прививать насильственно. Это будет довлеть, народ будет чувствовать несвободу и копить негатив внутри.
Воспитывать нужно толкьо совесть, а не прививать идеологию. К сожалению, это утопия.
И мне совсем не нравится, что твой дневник превращается в сплошное брюзжание и недовольство всем и вся. Попробуй хоть раз раскрыть глаза и увидеть хоть что-то положительное в современном мире.
Я вот почему-то живу, посещаю кино, театры и выставки, прикинь, даже с ЛЮДЬМИ. Обсуждаю с ними все это. И мне жить нравится, и окружающим тоже, и масса приятного находится ежедневно.
Многие вещи меня расстраивают, но не беда. Хочешь изменить мир - начни с себя. Негатив рождает негатив. А улыбнешься человека - быть может, у него настроение поднимется, и он натворит за день кучу хороших дел )))
Не смотрел фильм "Плати вперед"? Отличный фильм, немного тяжелый, но очень красивый.
Время меняется, и песни меняются. Мне, например, не нравятся песни "тех лет". Ну не нравятся. Слова - может быть, но музыку такую не приемлю практически всю.
Я рада, что ты живешь в некой иллюзии "жизни в самое лучшее время", это хорошо. Пусть так.
Но возмущения слушать скучно. А решений никто не предлагает. Никто.
Я возмущена.
Все сложно. Что такое, воспитывать совесть? Совесть вытекает из идеологии общества. Какова идеология - таковы и воспитываемые устои, а значит и совесть. Без идеологии нет государства, а без государства мы пока не можем обойтись. Может в будущем, когда люди придут к тому, что нынче называется Утопией. Все будут "белые" и "пушистые".
Мне нравится твои посты об осени, красоте и прочая.
Ну вот видишь, не все у меня мрачно.
Спасибо, что заходишь, читаешь, это приятно.
Совесть вытекает из идеологии общества.
Совесть ниоткуда не вытекает.
Это идеология - может вытекать. Я сейчас не о государстве говорю, а о морали ЧЕЛОВЕКА. А не общества. А одно без другого невозможно, иначе это деспотия, а не демократия.
Человек без общества - дикарь. И только общество со своей моралью может дать человеку нормы поведения и понятие о совести. Беспредельная свобода - это или дикость, или анархия, что никак не может устроить человеческое общество. А демократия - это иллюзия свободы, всего лишь. И в демократии очень много элементов принуждения. Кстати, ты не хочешь говорить о государстве, а ведь демократия - это атрибут именно государства, или по крайней мере какого-то сообщества. Свобода - это иллюзия.
Совесть, повторюсь, вне общества. Это другое. Это внутри.
"Мой Бог - моя совесть". Вот как-то так. Для меня.
"Демократия есть чудовищнейшая форма правления, но лучшего пока никто не прдумал". (с) Рузвельт ли?
Чехов: «Русский человек любит вспоминать, но не жить. Он не живет
настоящим, он живет прошлым или будущим».
По поводу совести. А откуда же она все-таки берется? Разве это присущий человеку и данный ему при рождении орган? Человек социален.
Я не буду тебе рассказывать про это, хорошо? Я знаю просто, что ты это правильно не воспримешь. Для меня это серьезные вещи, и будет эффект бисера тогда. Без обид.
Общество дарит человеку нормы поведения, на мой взгляд. Нет, во многом совесть формирует образ жизни, я не спорю. Но это сложно объяснить - надо чувствовать.
(это не значит, что я не могу попытаться. я не хочу.)
Ты невнимателен. Я про нападки.
Живите сегодня! Считаете, что что-то делать нельзя – просто не делайте. И радуйтесь тому хорошему, что сделать удалось. А символы прошлого пусть торчат себе крестами на могилах вдали от вашего пути. Информация заслуживает уважения, но не заслуживает негативной реакции. Используйте прошлое, как опыт. Пусть информация будет вам мудрым помощником, а не инквизитором.
Скорбя о прошлом СЕГОДНЯ, вы лишь увеличиваете количество корявых знаков на «грампластинке» матрицы. Это никому не надо, ни вам, ни вашим близким. Отпустите прошлое из ваших сердец. Освободите его для Любви СЕГОДНЯ. А информацию о прошлом оставьте Матрице… пусть хранит в покое… и посылает вам Знаки, но не для того чтобы ранить, а лишь для того чтобы предостеречь от новой ошибки.
Илья Панин (из блогов)
23 октября 2009
Борис Стругацкий ответил читателям "Делового Петербурга"
dp.ru: Как Вы выходите из депрессий? Откуда черпаете силы?
Борис Стругацкий: Дружба, любовь и работа, - вот Три Кита, на которых всю жизнь строится всякий мой оптимизм. "Трижды краеугольный камень", "три источника", "три составных части", если угодно.
dp.ru: Ваше отношение к Охта-центру: это облик будущего города или искажение исторического облика?
Борис Стругацкий: Это безусловно и то, и другое. Облик будущего это всегда – искажение прошлого. Иначе не бывает. Это ни в коем случае не означает, что я отношусь к сторонникам и поклонникам Охта-центра, - я просто признаю его неизбежность.
dp.ru: Куда по-вашему дальше будет развиваться мировая фантастика? Пройденные этапы - вроде сайнс-фикшн, стимпанк, фэнтези, а что актуально сейчас?
Борис Стругацкий: Мировая фантастика, как и вся литература вообще, будет развиваться в направлении дальнейшей коммерциализации. Подозреваю, что будущее вообще не за книгой, будущее – за цветными, звучащими и движущимися картинками. Это будет даже не кино, а какая-то разновидность комиксов. Вырастает поколение, которое ни в какую не желает сочетать развлечение с умственным трудом. У них лозунг: пусть будет весело и ни о чем не надо думать. Печальный пророк Брэдбери предрекал костры из книг, а человечество просто перестало читать.
dp.ru: Социальная фантастика - книги о людях - неужели больше не востребованы? Почему молодые авторы перестали писать об этом? Сплошь боевики, космооперы и фэнтези.
Борис Стругацкий: Но это, слава богу, не так! Ежегодно выходят десятки серьезных, социально нацеленных, художественно полноценных произведений о судьбах людей и человечества. Просто поток коммерческой литературы преобладает и захлестывает. Массовый читатель хочет развлекаться, хочет, чтобы ему было весело и ни о чем не надо было думать. А фантастика – это ведь литература массовая.
dp.ru: Идут жаркие споры о том, какую именно реальную страну нашего мира Вы взяли за прототип Страны Отцов на Саракше (каждый из оппонентов видит то, что хочет видеть). А Вы сами, какую страну изобразили в "Обитаемом острове"?
Борис Стругацкий: Мы изобразили страну, перенесшую ядерную войну, погруженную в глубочайший всесторонний кризис и ставшую жертвой специфической диктатуры. Никакую страну конкретно мы при этом в виду не имели, но поскольку единственная страна, со всеми проспектами и закоулками которой, - со всеми обычаями, нюансами, тараканами и прибамбасами – мы были хорошо знакомы, это наша многострадальная Страна Советов, у нас и получилась на Саракше именно она, хотя мы вовсе не стремились добиваться такого сходства. "Если пишешь, пиши либо о том, что знаешь хорошо, либо о том, чего никто не знает". И получается то, что знаешь хорошо.
dp.ru: Верите ли Вы, что будущее, которое Вы описали в своих книгах, особенно в мире полудня, сможет через некоторое время стать объективной реальностью. И если да, то какой переходный мост Вы видите между сегодняшним и прекрасным далеким будущим?
Борис Стругацкий: Мир Полудня способен "стать объективной реальностью" только при выполнении одного условия (недостаточного, но совершенно необходимого): должна быть создана, разработана и широко внедрена Высокая система воспитания, позволяющая превратить (практически любого) человеческого детеныша в цельную творческую личность, - личность, для которой главным наслаждением и смыслом жизни которой сделается успешный творческий труд. К сожалению, сегодня не видно никаких даже подходов к решению этой задачи. Высокая система воспитания есть сегодня такая же утопия, как и сам Мир Полудня. Никто не знает, как ее построить и реализовать. Дело обстоит даже хуже: она сегодня никому не нужна. Нет в мире таких социальных слоев, экономических или политических групп, идеологических течений, которые были бы заинтересованы в появлении Человека Воспитанного. Абсолютно всех вполне удовлетворяет нынешний Человек Умелый, и поэтому надеяться на существенные изменения нашего мира не приходится. Ситуация в этом смысле стабильна и может меняться разве что к худшему.
dp.ru: Есть ли в России национальное единство? Имеется в виду не какая-то одна национальность, а единство всех граждан страны. Включая единство членов властных структур (они ведь тоже граждане) и рядовых членов общества.
Борис Стругацкий: Национальное единство такой огромной станы, как наша, практически невозможно. Нужны совершенно особенные, экстремальные обстоятельства, чтобы оно возникло и реально проявилось: какая-нибудь, не дай бог, огромная социальная катастрофа, вроде тотальной войны на уничтожение. Хорошо нам знакомое национальное единство эпохи зрелого социализма было, конечно, информационным фантомом, оно существовало разве что в покорных СМИ да на пресловутых собраниях, где "все вместе были ЗА, а каждый в отдельности – ПРОТИВ". Тем более невероятным представляется "единство членов властных структур и рядовых членов общества". У нас ведь (да не только у нас) "все равны, но некоторые равнее прочих", - ситуация, сложившаяся не вчера и отнюдь не склонная к прекращению своему. Это – надолго. Человек превращается в начальника и как бы становится совсем другим существом, - с другими целями, с другими ценностями, с другой моралью… Какое уж тут единство.
dp.ru: Что ждет Россию, как большое государство, если такого единства не удастся достичь?
Борис Стругацкий: Нас ждет безусловно либо новая эпидемия "фантомного" единства, сформированного СМИ и сцементированного очередными "доблестными органами", либо более или менее "свободное плавание" в океане демократии и постиндустриального общества. Пресловутый "мир свободного предпринимательства", где торжествует принцип "от каждого по способностям, а каждому – пропорционально его доходам". Между прочим, как показывает мировой опыт, принцип, тоже недурно способный формировать национальное единство.
dp.ru: В своих произведениях Вы регулярно ставите вопрос "кто мы" и "куда мы идем". Думаю, что у Вас есть свой ответ на следующий вопрос: как скоро могут возникнуть сообщества "новых" людей, ценности которых будут принципиально отличаться от нынешних за счет изменений на генном уровне? Как это может отразиться на развитии человечества?
Борис Стругацкий: В изменения "на генном уровне" я не очень-то верю. Более того, я их побаиваюсь, ибо человек с измененным геномом это уже, собственно, и не человек вовсе, это уже следующий этап эволюции, а эволюция, как известно, "не бывает справедливой". Поэтому я предпочел бы увидеть в обозримом будущем не Человека Нового, а Человека Воспитанного (тем более, что таких вокруг, слава богу, уже сейчас вполне достаточно).
dp.ru: Считаете ли Вы себя своеобразным пророком и видите ли Вы в ближайшем будущем воплощение своих идей?
Борис Стругацкий: Фантасты плохие пророки. Все, что удается им "напророчить", либо ошибочно, либо банально. Так что никакого "воплощения своих идей" я, разумеется, в будущем не вижу. Особенно – в ближайшем. Знаю только твердо, что через 10 лет все будет примерно так же, как и сегодня (может быть, чуть похуже), а через сто – мы мир не узнаем и будем в нем так же беспомощны и нелепы, как Тарзан в Нью-Йорке. Мы даже не способны будем понять, хуже он стал или лучше.
dp.ru: Вы верите, что в России когда-нибудь у большинства будет достойный (европейский) уровень жизни?
Борис Стругацкий: Конечно. Если не помешают какие-то совершенно катастрофические (по сути – фантастические) обстоятельства, вроде тотальной ядерной войны или падения гигантского метеорита.
dp.ru: Как Вы относитесь к Путину и Медведеву? И к тандему Путин-Медведев? Это связка необходимый элемент современного российского общества?
Борис Стругацкий: Вообще-то российской истории "тандемы" противопоказаны. Они нарушают политическую стабильность. Остается только надеяться, что ситуация разрядится "мирным путем", и все вернется на круги своя: "один Бог, один Путь, один Царь…" Не уверен, что это хорошо для нашей страны: единовластие это прямая дорога в застой, к состоянию "Верхней Вольты с университетом и ядерными боеголовками". Но, боюсь, это – "глас народа". Мы слишком любим стабильность. Мы готовы предпочесть стабильность процветанию, и поэтому постоянно скатываемся в застой.
dp.ru: Верите ли Вы, что один человек в состоянии повернуть ход истории, повлиять на мир, изменить его к лучшему, или же это всего лишь удачная идея, тема для книги?
Борис Стругацкий: Тут я с давних пор поклонник и последователь Льва Николаевича Толстого. "История есть равнодействующая миллионов воль". И отдельная личность – даже самая великая и пассионарная – способна повлиять на ход истории только, если ей удалось "оседлать" эту Равнодействующую. В истории удается только то, чего хотят миллионы. Именно поэтому никакой результат исторических перипетий не способен удовлетворить всех, и ситуация, когда "никто не уйдет обиженный", исключена в принципе.
Постоянный адрес страницы: newsland.ru/News/Detail/id/426636/
Вот это, конечно, полный бред написан. Т. е., в теории так-то оно так, но на практике - Вырастает поколение, которое ни в какую не желает сочетать развлечение с умственным трудом. У них лозунг: пусть будет весело и ни о чем не надо думать.
Только - ремарка: не "вырастает" поколение, а "выращивают" поколение. Именно так. Разумеется, без спроса нет и предложения, и человеческой тупости никогда предела не было. Человек всегда жаждал хлеба и зрелищ, и когда за гладиаторами наблюдал, и когда пытки изощренные проводил, и прилюдные оргии когда устраивал. Развлекаться, получать от жизни кайф - это, в принципе, одна из основополагающих линий жизни человека. Другая - учиться. А тут...
Кто сказал, что правильно, а что нет? Что мы должны читать, а не смотреть картинки? Думать, а не шагать стадом? Никто. Но почему-то люди духовные, воспитанные и интеллигентные знают ответ на этот вопрос. Откуда? Тут вот позволь мне опять легонько так коснуться темы Совести, внутреннего ощущения устроуства мира, самоощущения. Есть мораль, конечно! Нормы социального статуса и положения, поведенческие законы, определяющее твое место в обществе. НО! Есть еще и эти два чувства - гармонии и дисгармонии, которые нам не продиктуют ни книги, ни СМИ, никакие пропагандистские байки. Их можно, конечно, навязать. Убедить себя и других при наличии особого таланта и необходимых орудий - дело пустяковое. Эти противоречивые ощущения человек учиться понимать и направлять свои мысли в соответствующие действия. Естественно, есть человечка "заслать" в стаю волков на воспитание или, там, обезьян, он будет учиться слушать свои инстинкты.
Плюс возьмем, конечно, в расчет ряд психических отклонений, сбивающих необходимые частоты в мозгу психически неуравновешенных личностей. А так, в целом, человек способен на многое, он действительно СПОСОБЕН воспитать в себе душу, мозг, тело. Он способен... не знаю... генерировать чистейшую энергию Любви, Мудрости, Света - и посылать ее во все уголки Вселенной. Вселенная - большой, великий даже живой организм, а мы - лишь его клеточки, но клеточки, наделенные интеллектом, способностью к анализу, интуицией и прочими благами.
Правильное применение этих благ, разумеется, абсолютно не стыкуется с государственностью и материализмом, а посему ТАКОЙ человек государству (такому, какое оно есть) НЕ НУЖЕН. В Человеке есть и сила, и слабость. Он подвластен ряду искушений, кои религиозные деятели обычно зовут "от Лукавого". Но, используя способность анализировать внутренние ощущения, способность мыслить, причем мыслить наперед, способность испытывать различные чувства, например, сострадания, чувство сопричастности, единства (ведь он един со всем, все мы братья да сестры, даже в Библии об этом сказано - чай, недаром от одной парочки все произошли), он всиле совладать с ними. Об этом тот же Задорнов неустанно повторяет: мы слишком потакаем желаниям тела. Это действительно легкодоступные, пусть и недолговечные (но быстро восполнимые!) радости. Но мне кажется, не для того мы живем на Земле, чтоб воспевать радости тела (формулировка "радости тела", конечно, грубовата, я не имею в виду тут только "пожрать да потрахаться"). Все же наглядно: тело бренно, развлечения сии мимолетны, как Питерское солнце. Мало кто задумывается о the other side of the moon. О предназначении духа, о потоках безграничного (а не ограниченного!) разума.
А надо бы.
Национальное единство такой огромной станы, как наша, практически невозможно.
В точку.
Вообще, Борис в этом интервью меня порадовал: никаких соплей, отвлеченных пафосных излияний, тряски по прошлому и по будущему, - факты, трезвые и органичные.
Люди все эти факты давно уже уяснили. Клубок проблем и дилемм. Ах, ну как же неохота разбирать скопившиеся дела, будь то уборка в запущенной квартире или решение задач под конец семестра: в любом случае - не знаешь, с чего и начать. И в принципе уже не видно в этой пестрой веренице, где начало, где конец. Голова кружится, глаза боятся. Дурно становится. А кому охота чувствовать себя дурно, а? Развлекаться ж надо. Получать удовольствие.
Это правильно. Надо. Надо жить в радость. Только радость должна быть во внутренней гармонии, с миром (настоящим, живым еще где-то миром) и с собой. Что суть одно и то же. Прежде всего, неплохо бы познать себя. Тогда и за миром дело не встанет.
Глобальная катастрофа - что ж, неплохое решение. Вообще, у японцев много на эту тему было рассуждений, даже в банальных аниме-сериалах. "Евангелион", например. Последние пара серий, на которых явно уже закончилось бюджетирование. Где кончается мультик - и начинается голая, острая, жесткая ПРАВДА. Четкие умные восточные люди грамотно преподносят зрителю картину мира, немногословно рассуждая о границах, запретах, устройства. Там, правда, по сюжету одна властная группировка учинила расправу над личностью и обманным путем добилась единения всех людей, освобождение их от материальной оболочки. Группировка, некий синдикат, "секущий фишку" =)
В принципе, тоже мысль. наверняка такие люди есть, и наверняка в Японии. А где еще? Китайцы слишком заняты инфраструктурой, тайцы - туризмом, въетнамцы - очевидно, готовят план мести за все обиды. Индусы - у них совершенно иная философия. Про Европу и тем более США я вообще молчу. Ну, это я, разумеется, утрирую. Но японцы - они тонки и расчетливы, у них мозг процентов на 50, наверное, задействован )))
Я тебя уже очень-очень утомила, или пока только очень? =)
Насчет будущего России, пожалуй, с борисом соглашусь. В той или иной степени.
Может ли такое статься?
Что я думаю о "Едином государстве"? Пожалуй, ничего. Мир так разобщен и противоречия не уходят, вряд ли это возможно.
В принципе, можно и пофантазировать на эту тему ))
Юрий Поляков, известный писатель, главный редактор «Литературной газеты», некогда архилиберальной, ныне «центристской», в интервью в газете «Известия» в связи с успехом его пьесы об одноклассниках высказал мысль о том, мол, «в какой-то мере наступила эпоха советского ренессанса». Речь о востребованности произведений советского времени после торжества и разгула диссидентской и постмодернистской литературы на рубеже XX-XXI веков. Вопрос не просто о ностальгии, по сути, здесь проступает преемственность в развитии национальной культуры вопреки распаду идеологии и государства, вопреки всевозможной клевете и отрицанию антисоветизма.
Разумеется, речь о ренессансе с маленькой буквы, как в тех случаях, когда говорят о ренессансе религии, предпринимательства и т.п., поскольку все знают о Ренессансе с большой буквы лишь понаслышке. Между тем большое-то и не заметили, в поисках успеха и богатства впали в диссидентство, вплоть до разрушения великого государства. Так Чаадаев убивался, мол, в какой дикой стране он живет, переписываясь с Пушкиным, не сознавая, кто он, величайший ренессансный поэт.
Эпоха советского Ренессанса как завершающей части Ренессанса в России была и закатилась на наших глазах. Для тех, у кого в головах не вмещается сама мысль о советской эпохе как ренессансной, советую вникнуть в самую суть такого явления, как Ренессанс, разумеется, прежде всего в Италии, а суть - гуманизм, когда в центр мира, вместо Бога, выдвигается человек, и именно по его образу и подобию, вплоть до анатомического строения его тела, воссоздается действительность, как в античности. Здесь истоки возрождения классического искусства и стиля.
В истории России мы это наблюдаем с начала преобразований царя-реформатора, с оформлением классического искусства в XIX веке, с разработкой нового гуманизма в условиях освободительного движения, что было связано и с богоборчеством, с прорывом к атеизму после Октябрьской революции, что не было злой волей большевиков, как думают, а прорывом к свободе человека как от власти небесного царя, так и земного, что соответствовало умонастроению человечества.
Новый гуманизм основан уже не на индивидуализме, как в эпоху Возрождения в странах Западной Европы, а на коллективизме, ставилась проблема свободы народа, его образования и культуры, и она была в громадной степени решена в ходе культурной революции в СССР, что представляет одну из ярчайших страниц в истории человечества, вопреки сталинским репрессиям, - великие эпохи таковы, у них есть и обратная сторона, как инквизиция в эпоху Возрождения в странах Европы...
Читать всё: "Эпоха советского ренессанса" и мародеры