Никас Сафронов – один из самых знаменитых художников современности, получивший и мировое признание, и скандальную известность. Заслуженный художник много лет пишет портреты политиков, общественных деятелей и звезд шоу-бизнеса, благодаря чему его работы висят в домах самых богатых и известных людей России и мира.
Основная часть работ Н. Сафронова находится в частных собраниях и музеях многих стран мира. Среди его поклонников десятки знаменитостей.
Никас Сафронов: «Я эклектичен, пишу в разных техниках, загораюсь новой идеей легко. Если бы я был женщиной, ни одному мужчине не смог(ла) бы отказать, наверное».
Критика лучше равнодушия
Накануне открытия выставки Никас Сафронов провел прес-конференцию для тульских журналистов, где ответил на вопросы о творческих планах.
Художник не обделен вниманием средст массовой инфрмации, о его выставках постоянно выходят публикации и критические заметка как лестного, так и негативгного содержания.
Сафронова не раз обвиняли в подражательстве, дурновкусии, использовании фотошопа.
Равно как и удостаивали комплементарных отзывов, отмечая изящную легкость пейзажей, одухотворенностью и обширный диапазон художественных приемов.
Впрочем, не являясь искусствоведом, сложно анализировать мастерство живописца. Любой обыватель к прадставленным картинам может относится лишь с позиции нравится – не нравится. Нужно отметить лишь, что интерес широкой публики автор вызывает, а его персональные выставки становятся заметным событием культурной жизни.
Никас Сафронов: «80 процентов своих картин сегодня я бы уничтожил, чтобы осталось 20, но хороших. Почему Гоголь сжигал 2-ой том "Мертвых душ", я понимаю. У потомков нет к нему претензий. Если у художника есть две картины по миллиону долларов, одну уничтожают, оставшаяся уже стоит 100 миллионов долларов, потому что это – редкость. Но, что делать, очень много в миру моих картин».
Об этом говорят и высказывания самого художника на пресс-конференции с тульскими журналистами. Никас Сафронов так высказался о критике в отношении своих работ:
- Прошедшую в Санкт-Петербурге выставку высоко оценили критики от искусства. Были и негативные отзывы. Но, как выяснилось, - это мнение людей не сведущих в искусстве. Настоящие ценители пытаются понять автора, заглянуть глубже. Впрочем, обыватель порой более справедлив.
В этой связи Никас Сафронов рассказал об увиденном в интернете эксперименте с водой и рисом, помещенных в три стакана. Над первым произносились добрые слова, над вторым – негативные, а третий игнорировали. Через месяц в первом стакане вода благоухала, описывает увиденное художник, и в ней пророс рис, во втором – вода стала загнивать, а в третьем стала черной и затхлой.
- Даже плохое внимание, лучше равнодушия, - считает художник, - Говорят, что Джоконда, которую уносят на реставрацию, начинает блекнуть, а когда шедевр возвращают зрителю, снова начинает светиться. Картины наполняются энергией своих зрителей, когда долго выставляются. Мы не видим этого, это более тонкие материи, но интуитивно чувствуем.
Тульская публика циничная, но сердечная
Рассказывая о привезенной в Тулу выставке, Никас Сафронов пояснил:
- Это моя вторая выставка в Туле. Она получилась разнообразной и эклектичной. Представлены разные стили и периоды, думаю, каждый зритель сможет найти свою картину. В процессе экспозиции 30 процентов картин мы заменим. Более широко будут представлен стиле «Dream Vision» и подборка станет более цельной. Выставка будет работать 2 месяца, но через какое-то время посетители, увидят совсем другую подборку картин.
Художник признался, что любит Тулу с ее старинным кремлем, многочисленными храмами и купеческими усадьбами.
- Мечтаю написать Левшу, - признался живописец. - Я подбираю типажи. Мне кажется, Левша должен быть немного нескладный. Это – собирательный образ чудака и гения. Я думаю, Левша был прост. Иногда маленький чиновник так высокомерен, а великий творец легок в общении и очень тонок.
О тульской публике Сафронов высказался так: циничная, капризная, строгая, но в тоже время - добрая, сердечная, теплая, открытая. Задача автора проникнуть в сердце зрителя, считает Никас: «Надеюсь, что тульская публика придет на выставку,и найдет свою картину, потому что чувствую духовную связь с Тулой».
Никас Сафронов: «С «Комсомольской правдой» у меня давняя дружба. Издательский дом выпустил серию «Великие художники мира», куда я вошел один из современников». А если любит «Комсомолка», значит, любит весь народ. Это газета имеет громадную аудиторию, я ее всегда читаю в самолете».
Dreаm vision – результат экспериментов
Никос Сафронов поделился историй появления своего авторского стиля:
- Dreаm vision возник во время творческих экспериментов. В 80-х годах я был в Помпеях. Изучая разрушенные стены и потертые фрески, мы услышали плач ребенка. Все стали посмеиваться, что это кошки. Но экскурсовод сказала: это мальчик, который попал в коридор времени во время извержения, вот уже 2 тысячи лет он плачет. Меня это потрясло, стали сниться фрески. Я пытался сделать что-то в стиле помпейской живописи. В основном, натюрморты.
Много позже, бывая в Венеции, я был поражен красотой утреннего тумана. Начал писать такие картины. Сначала они были все размытые, без нюансов. Потом решил прописывать детали. Для большей глубины начал делать лессировки - многочисленные тонкие лаковые слои, - для передачи тумана. Благодаря этому картина притягивает взгляд, так как человеческий глаз чувствуют глубину, - считает живописец. - Так появился Dreаm vision. Многие сюжеты приходят ко мне во сне, и похожи на ускользающие сновидение, когда воспоминание размываются, остаются в памяти небольшие детали. Сейчас я переписываю некоторые старые работы в этой технике.
Мне платят - значит, я достоин
В том, что его называют «придворным» художником, Никас Сафронов не видит ничего оскорбительного.
- Многие прославленные живописцы были успешны при жизни: Веласкес, Гойя, Леонардо да Винчи, Рембрандт, - считает он. - Серов был избалован, обласкан властью, мог позволить себе покапризничать. Они стали известны, благодаря тому, что работали на пап и королей, но писали для всех и для народа. Ценителями их творчества были аристократы - те, кто разбирался в искусстве, строили музеи, куда могли прийти простые люди. Я не вижу в этом ничего плохого. Мне заказывают портреты, платят - я этим зарабатываю. А народ меня принимает прекрасно, любит.
На полученные деньги занимаюсь благотворительностью: курирую училище имени Грекова в Ростове-на-Дону, которое закончил, университет, где я преподаю, школу, которая носит мое имя в Ульяновске. Я много работаю и мало сплю. Более половины моих доходов идет на благотворительность. Я зарабатываю, чтобы делиться.
Думаю, раз художник состоялся, он обязан жить достойно. Я имею статус, ко мне приезжают известные персоны. Я показываю дом, в котором иначе звучат мои работы. И раз получаю заказы от известных людей, значит, я - достоин их доверия.
Люди и животные похожи
Не всегда у зрителя находят понимание портреты мэтра из серии «Люди-кошки». Художник рассказал о том, как появилась идея этих неодназначных произведений:
- У моей сестры 15 кошек и две собаки. Почему-то ее питомцы не принимали меня, проявляли агрессию. Чувство было взаимным. Я злился и в итоге стал реже бывать у сестры, пока один мой друг не сказал: «Посмотри на животных по-другому, может быть, отношение изменится». Я через силу пришел, стал наблюдать за кошками.
Оказалось они очень интересные, со своим характером и привычками. Ранее, когда я изучал старых мастеров, у меня сохранилось много копий портретов. Тогда я стал вписывать туда кошек. А потом это пошло дальше.
Часто я пишу портреты современников в средневековом антураже, получается интересно. Люди, которым я дарил стилизованные портреты, довольны, многие с удовольствием заказывали подобные. Поэтому и существует такая серия. Был случай когда я выполнял портрет на заказ, но он мне не понравился. Я решил переделать, а чтобы холст не пропадал, написал в нем собаку. Когда пришли заказчики, они посчитали, что я уловил черты характера человека. В итоге купили оба холста.
Думаю, люди и животные похожи. Написав животное, мы можем, как у Эзопа или Крылова, выразить характер человека...